Федеральные власти утвердили программу развития российской угольной промышленности до 2035 года. Согласно документу Воркута и Инта не попали в эту программу.
Теперь само существование двух самых северных городов Коми под большим вопросом.
По пути чёрного золота
Федеральная программа предусматривает полное обновление производственных мощностей и создание новых комплексов в Кузбассе, Ростовской области, а также на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири.
Год назад правительство региона подготовило план развития двух моногородов и предоставило документ в правительство России. Федеральные ведомства изучили план и пересмотрели ряд инициатив республиканских чиновников. Так, в Минэнерго РФ заявили о преждевременности реализации инвестпроекта угольного месторождения «Уса-1». Роснедра сочли необоснованными мероприятия по поисковым работам за счёт средств федерального бюджета и предложили региону найти иные источники финансирования. Минтранс в свою очередь исключил мероприятия по реконструкции аэропорта Воркута, так как его нет в госпрограмме развития транспортной системы и в комплексном плане развития инфраструктуры.
Республиканское правительство подготовило протокол разногласий, который обсуждали в Минэкономразвития РФ. Но, увы, конечный результат оказался не в нашу пользу.
В республиканском объединении независимого профсоюза горняков по поводу такого решения только разводят руками.«Я сам проработал в забое больше 20 лет. Как я могу реагировать на исключение Воркуты из программы развития угледобычи? Обидное и непонятное для меня решение», – говорит и. о. председателя профсоюза Игорь Курбатов.
Поскольку правительство открестилось от развития угледобычи в Заполярье, стало быть, ситуация полностью отдана в руки бизнеса. Как известно, все действующие в Воркуте шахты сейчас принадлежат компании АО «Воркутауголь» – дочернему предприятию компании «Северсталь». Производственная программа компании предполагает достижение максимума добычи в 11,8 млн т к 2023 г. с последующим спадом до 0,2 млн т в 2037 г. и полной остановкой производства.
В заложниках у Севера
Что касается Инты, то там ситуация ещё тяжелее. В 2019 г. градообразующее предприятие «Интауголь» признали банкротом. Сейчас оно находится в стадии ликвидации. Потенциальные инвесторы заявляли, что энергетический уголь, который добывали в Инте, не востребован на российском рынке. Однако сотни сельских котельных по всей России до сих пор работают именно на этом топливе.
«Оборудование интинского предприятия сильно устарело, амуниция интинских горняков (даже в сравнении с воркутинскими) представляла печальное зрелище, система подземной безопасности – тоже, – считает Курбатов. – Чтобы действительно реанимировать предприятие в Инте, требовались длинные деньги».Но инвестора, готового вкладывать миллиарды в приполярную шахту, так и не нашли.
Эксперты считают, что правительству пора сконцентрироваться на сжатии Воркуты и Инты, постараться сохранить в них комфортное проживание. По этому сценарию города можно будет привязать к Северному широтному ходу, а также к формированию опорного пункта Минобороны РФ в Воркуте.
Кстати
Ежегодно на содержание инфраструктуры Инты и Воркуты уходит шесть миллиардов рублей.