Потенциально новый вид закованных в панцирь рыб, живших 370 миллионов лет назад, огромный двустворчатый моллюск и раковины крупных аммонитов – с такими трофеями вернулись на «большую землю» сотрудники института геологии Коми после завершения длительных экспедицией на северный и южный Тиман. Полевые работы заняли два месяца, но они того стоили, уверены эксперты. Об удивительных находках – в материале komi.aif.ru.
Окаменелости падали в воду
По словам научного сотрудника лаборатории палеонтологии Института геологии Коми НЦ УрО РАН Павла Безносова, целью экспедиции было изучение отложений девонского периода (их возраст – от 410 млн до 350 млн лет). Учёным нужно было уточнить строение, условия формирования и возраст тиманских пород, а также сопоставить их с толщами из других регионов.
«Попутно мы останавливались и исследовали отложения более позднего, мелового, периода вдоль берегов реки, по которой проходил наш маршрут. Обрывистый берег, сложенный глинами, сейчас подмывается, и окаменелости из вмещающих пород падают прямо в воду. Так у уреза воды (линия пересечения свободной водной поверхности водоёма с поверхностью суши – прим. авт.) нам удалось найти раннемеловую (около 120 млн. лет) раковину крупного аммонита из рода Speetoniceras. Интересно, что ещё при жизни на раковине поселилось несколько молодых устриц, которые так и остались с ней навсегда», – рассказал учёный komi.aif.ru.
По словам собеседника, обнаружив аммонита, он продолжил наощупь исследовать дно в поисках его недостающего фрагмента.
«В результате мне удалось найти огромного двустворчатого моллюска Camptonectes imperialis (ему тоже около 120 млн лет). Кстати, ранее на Северном Тимане раковины этого морского гребешка не отмечались. Когда я поднимал его из воды, он всплыл как батискаф. Напротив меня в тот момент на берегу стоял студент. Он смог произнести только “Вау!” – вспоминает учёный.
«Я специалист по древним позвоночным. Аммониты, "двустворки" – не совсем моя стезя. Но думаю, было бы кощунством не привезти эти находки из экспедиции. Они будут храниться в Геологическом музее имени Александра Чернова при нашем институте», – пояснил учёный.
Два глаза в одной орбите
В другой экспедиции – на Южном Тимане, под Ухтой, исследователям удалось обнаружить новое местонахождение девонских рыб – тоже благодаря низкому уровню воды.Среди собранных десятков экземпляров костей и частично сочленённых скелетов учёные обнаружили как минимум одну потенциально новую для науки форму.
«Я под водой увидел, что в слое известняка "сидят" кости рыб девонского периода. Им около 370 млн лет. Мы вынимали плиты известняка прямо из-под воды. Раскалывали их, отпиливали лишнюю породу», – вспоминает он.
По словам Павла Безносова, найденные им кости принадлежат панцирным и лопастепёрым рыбам.
«Эти рыбы, по всей видимости, представляют собой новый для науки вид. Их голова и туловище были закованы в 30-сантиметровый панцирь, плавники тоже были покрыты панцирем, но сгибались в суставах и, скорее, напоминали, крабьи ножки, а оба глаза находились в одной орбите. "Рыбьим" в современном понимании, у них был только хвост», – поделился он.
Собеседник добавил, что ситуации, когда учёные, отправляясь в экспедицию с определённой целью, попутно находят виды, которые и не думали обнаружить, случаются достаточно часто.
«Например, лет десять назад на Cеверном Тимане мне удалось найти окаменелые остатки ихтиозавра. В тот раз мы тоже изучали девонские отложения, но на обратном пути сделали остановку в том месте где "выходят" отложения юрского периода, и там обнаружили этот интересный экземпляр», – сообщил Павел Безносов.
Палеонтолог рассказал, что обе экспедиции на девонские отложения прошли с промежутком в несколько дней и заняли, в общей сложности, порядка двух месяцев.
По льду, по воздуху и через лес
Полевая экспедиция на Северный Тиман началась в середине июня и длилась пять недель. В походе участвовали четыре человека. Среди них – два студента : из СПБГУ и из Сосногорска республики Коми (именно он в 2022 году нашёл скелет плезиозавра).
«Мы шли на корабле сквозь "ледяные поля", часть пути преодолели на вертолёте и самолёте АН-2, другую часть – на вездеходе, а на обратном пути 100 с лишним километров сплавлялись по реке», – вспоминают участники похода.
Полевой выезд на Южный Тиман (он был организован Институтом Карпинского) занял ещё три недели. В экспедиции участвовали около десяти человек. Среди них – учёные из Сыктывкара, Санкт-Петербурга и Москвы, рабочие, студенты и так далее.
По словам собеседника, сразу после возвращения он приступил к изучению остатков потенциально нового для науки вида рыб.
«Я уже начал процесс препарирования. Горные породы растворяются в слабых кислотах, а кости пропитываются укрепляющими составами. Таким образом, порода исчезает, и остаются только кости», – рассказал он.
Названия новому виды древних рыб научные сотрудники пока не дали. Сначала экземпляры нужно препарировать и подтвердить, что этот вид действительно ранее никогда ещё не был описан.