Шашечный бунт. Почему таксисты Сыктывкара заглушили моторы?

Забастовка водителей в Сыктывкаре была с 13 по 17 ноября. © / Софья Штин / АиФ

Бойкот объявили таксисты столицы Коми крупнейшему в стране сервису «Яндекс. Такси». Водители не согласны с ценовой политикой агрегатора, который, по их мнению, заинтересован только в собственной выручке.

   
   

В итоге несколько сот автомобилей с шашечками перестали брать заказы от монополиста.

Что не поделили?

Сервис «Яндекс.Такси» зашёл в Коми два года назад и значительно потеснил службы, работавшие в тот момент на рынке. Изначально была заявлена минимальная стоимость поездки 49 рублей. Водителям агрегатор установил доплату, которая достигала 100 рублей. Такие условия устроили всех: и водителей – многие стали сотрудничать со службой из-за выгодной ценовой политики, и пассажиров – приемлемая стоимость поездки.

В конце 2018 года цены на поездки для пассажиров стали расти, а доплаты для водителей снижаться. Перевозчики были готовы работать на другие компании, например, на «Такси Везёт» или на недавно появившийся в Коми Uber. Но и эти сервисы впоследствии стали частью «Яндекс.Такси». Таким образом, у сыктывкарских водителей не осталось выбора.

Именно монополия интернет-компании на рынке вынудила городских извозчиков 13 ноября заглушить моторы и устроить пикет возле одного из торговых центров. На акцию приехали около 50 человек.

В конце 2018 года цены на поездки для пассажиров стали расти, а доплаты для водителей снижаться. Фото: АиФ/ Виталий Колбасин

«Поездка стоит 70 рублей, а я на неё расходую 77 рублей. Ухожу в минус. Сегодня, чтобы выйти хотя бы в ноль, нужно работать как минимум 12 часов, а чтобы что-то заработать – 16-18 часов в сутки. Согласитесь, это ненормальные условия, – объясняет причину протеста один из активистов Андрей Микушев. – Нужно, чтобы мы за восемь часов заработали хотя бы четыре тысячи рублей. Из этой суммы уже будет уходить плата за комиссию, за бензин».

По словам таксиста, сейчас в месяц он и его коллеги в среднем тратят 60 тысяч рублей на обслуживание машины. Это комиссия оператору – примерно 9 тысяч рублей, расходы на топливо – 25 тысяч рублей, ежедневная мойка авто – минимум 300 рублей за один раз. А ещё – траты на запчасти. Чистый доход таксистов – не больше 25 тысяч рублей. И то при условии, что не случится непредвиденный ремонт железного коня.

Почему не договорились?

Ещё в сентябре перевозчики обратились в Министерство инвестиций, промышленности и транспорта Коми и сообщили о сложившейся в отрасли ситуации. Но тогда чиновники признались, что не знают, как повлиять на федеральную компанию.

   
   

13 ноября ведомство собрало представителей «Яндекс. Такси» и бастующих водителей на своей площадке. Чиновники предложили заключить соглашение между всеми участниками рынка и правительством Коми, в рамках которого ведомство передаст реестры легальных таксистов для синхронизации с базами данных участников рынка. Это позволит сделать рынок перевозок более прозрачным. Это приведёт к сокращению числа подрабатывающих, увеличению общего количества заказов такси, а самое главное – позволит водителям зарабатывать.

По словам таксиста, сейчас в месяц он и его коллеги в среднем тратят 60 тысяч рублей на обслуживание машины. Фото: pixabay.com

Таксисты согласились: освобождение рынка от нелегалов – это хорошо. Но неплохо бы ещё привести в порядок тарифы, установить фиксированную цену с доплатой 15 рублей на каждый километр. Но в «Яндекс. Такси» это предложение не поддержали. Представители компании заявили, что повышение тарифов принесёт убытки.

«Информация о снижении доходов водителей, сотрудничающих с нами, не соответ­ствует действительности. Мы изменили структуру тарифа так, чтобы водителям было выгодно работать в условиях зимнего дорожного движения. Это сезонная корректировка, её делают регулярно. В результате за последнюю неделю средний заработок водителей вырос на 10 %, число поездок в сервисе растёт, – пояснили в пресс-службе агрегатора после встречи. – Тарифы на услуги такси формирует рынок, в том числе спрос на поездки. Неоправданное повышение тарифов приведёт к падению спроса, уменьшению числа поездок, увеличению времени простоя и холостого пробега водителей. В результате они заработают меньше».

Представители компании заявили, что повышение тарифов принесёт убытки. Фото: АиФ/ Андрей Хорошавин

Таксисты уверены, что представители агрегатора умышленно опускают много важных нюансов, поэтому сторонам не удалось договориться.

Забастовка в Сыктывкаре продлилась по 17 ноября. Водители заявили, что в дальнейшем планируют срывать заказы компании в час пик. А вот другие агрегаторы будут работать в обычном режиме: водители не хотят, чтобы их протест отразился на простых людях. Горожане смогут спокойно доехать до места назначения, используя другие службы.