Север крайний? Правительство не нашло денег на развитие Инты и Воркуты

Поезда в Воркуту ходят через день. © / Мария Круглова / Из личного архива

Не у дел. Именно так можно охарактеризовать ситуацию с развитием самых северных городов республики. Власти вынуждены признать: в условиях пандемии коронавируса денег на развитие (а часто и на поддер­жание жизни) приполярных моногородов не хватает.

   
   

Бессрочные планы

Мы много раз писали, что в 2019 г. впервые за долгое время вопросы развития Арктических зон республики подняли в Кремле. Тогда по поручению президента в Коми начали собирать свод предложений по развитию северного форпоста страны.

Фото: Администрация Воркуты

В числе основных мероприятий плана были следующие: строительство автодорог, развитие авиасообщения с городами, оптимизация и модернизация коммунальной инфраструктуры и жилищного фонда, разработка новых месторождений полезных ископаемых, развитие социальной сферы (реконструкция учреждений здравоохранения, образования, культуры и спорта, оснащение оборудованием), развитие туризма.

После подготовки плана его начали согласовывать с федеральными структурами. К концу января 2020 г. документ поддер­жали 11 из 20 ведомств. В феврале были на руках практически все заключения. Но план так и не реализовали. Внятных объяснений так и не прозвучало.

В октябре в Госсовете Коми состоялось рассмотрение гос­программы по развитию экономики и промышленности региона.

«Забытую» тему развития Заполярья поднял депутат из Воркуты Руслан Магомедов. По видеосвязи он напомнил коллегам, что правительству было рекомендовано разработать перечень конкретных мероприятий в рамках дальнейшего развития монопрофильных муниципальных округов Воркуты и Инты. «План до сих пор не утверждён. На какой стадии работа?» – спросил он.

Министр экономического развития и промышленности Коми Эльмира Ахмеева напомнила, что президент России несколько лет назад действительно давал поручение по разработке плана развития Воркуты и Инты.

«План утверждён не был. В марте этого года на заседании Госсовета было дано новое поручение – по развитию и принятию отдельного плана по диверсификации экономики Коми с упором на Инту и Воркуту. Соответствующий план мы подготовили. Он утверждён приказом Министерства экономического развития России, а также одобрен на региональном штабе по развитию экономики», – сообщила Эльмира Ахмеева.

   
   

Министр напомнила, что план по диверсификации экономики рассчитан на 2021-2026 гг. Он включает 50 инвестпроектов, которые обеспечат приток инвестиций в основной капитал в объёме 150 млрд руб. и дадут возможность трудоустроить 6 тыс. человек в отраслях, которые не связаны с добычей угля.

Семь к ста

Однако жители северных городов Коми устали от обещаний властей. Люди уезжают с Севера, посёлки и города пустеют. Поэтому депутат Магомедов снова обратился к министру по видео­конференцсвязи и перечислил существующие проблемы.

«Вы знаете, что у нас поезда через день ходят? Они забиты до Ухты, а потом идут полупустые. РЖД делает выводы, что они всегда полупустые. После  очередной сессии, когда уезжал на машине, я минута в минуту доехал до Ухты. Мчался на бешеной скорости, потому что поездов нет, а успеть на пассажирский поезд сложно. Вы знаете, что Воркута сегодня выживает в чрезвычайной ситуации? Вчера встречался с руководителем компании: он не знает, где взять уголь. Мы на картотеке висим. Раньше Воркута процветала, сейчас она выживает, денег нет. Не знаем, как топить наши посёлки. Кто будет платить 300 миллионов, чтобы погасить долги управляющим компаниям, фонду капремонта, региональному оператору», – перечислил риторически Руслан Магомедов.

Фото: Государственный совет Республики Коми

Внятного ответа депутат так и не услышал.

Спустя неделю вопрос транспортной доступности Заполярья обсуждали уже на федеральном уровне. Вопросы развития арктической и малой авиации в России обсудили на заседании Президиума Госсовета, на котором рассматривали транспортную стратегию страны до 2030 г. На заседании глава Коми напомнил, что авиационное сообщение – это единственный способ добраться до 184 труднодоступных населённых пунктов республики, относящихся к Арктической зоне. В периоды весеннего ледохода и осеннего ледостава нет альтернативного транспортного сообщения.

«На территории Коми работают лишь семь аэропортовых комплексов, тогда как в 2003 г. их было больше ста. Оставшиеся воздушные гавани сталкиваются с острыми финансовыми проблемами, главная из которых – избыточность требований транспортной безопасности, предписанных федеральным законодательством», – заявил глава региона.

Смягчение таких требований позволит исключить риск закрытия малодеятельных, но социально очень значимых аэропортов Коми, снизить расходы на их содержание. Так считает политик.