Помогите расправить крылья. Самолёты в Коми вырабатывают свой лётный ресурс

Примерно четверть авиапарка может быть списана в ближайшие пять лет. © / Официальный портал Республики Коми

На прошлой неделе в Совете Федерации провели заседание круглого стола на тему «Ключевые вопросы развития региональных и местных воздушных перевозок». Представители региональных авиакомпаний обеспокоены: основу их авиапарков составляют самолёты Ан-24 и Ан-26, средний возраст которых 50 лет. Примерно четверть этих машин может быть списана в ближайшие пять лет.

   
   

От Добролёта до Авиатранса

Днём рождения авиации Коми считают 2 ноября 1929 г. В этот день был подписан приказ № 112 Всесоюзного общества «Добролёт» об утверждении авиалинии Архангельск – Усть-Сысольск. Предприятию «Комиавиатранс» (оно создано в 1998 г. на базе Госавиапредприятия «Комиавиа») есть чем гордиться. В его составе – семь аэропортов: в Сыктывкаре, Ухте, Усинске, Воркуте, Усть-Цильме, Печоре и Инте. Оно выполняет все виды авиационного обслуживания и регулярные пассажирские перевозки, а также перевозку почты и грузов, транспортировку грузов на внешней подвеске, строительно-монтажные и лесоавиационные работы. Здесь трудятся 1500 сотрудников, в штате - пилоты с бесценным опытом работы в условиях Крайнего Севера. Машины компании – ниточка, связывающая с Большой землёй жителей более чем 30 труднодоступных населённых пунктов Коми.

В авиапарке предприятия есть вертолёты Ми-8 различных модификаций, несколько самолётов типа L-410 (лёгкие двухмоторные машины для местных линий, разработанные в 1966–67 гг. в Чехословакии). Но основной парк воздушных судов – старенькие Ан-24.

«Это очень хорошая машина, безотказная, — говорит отличник Аэрофлота, почётный работник транспорта РФ с 50-летним стажем в авиации Владимир Малахов. – 48-местные Ан-24 работали по всему СССР. Они обеспечивали надёжную посадку в любую погоду. Конечно, самолёты уже вырабатывают свой ресурс. Но я, если честно, не вижу, чем сегодня их заменить. Да, сейчас делают ставку на Ил-114-300 (разработан в 1980-х в КБ Ильюшина, предназначался для замены самолётов семейства Ан-24) и современный ТВРС-44 «Ладога» (44-местный самолёт для местных воздушных линий, сейчас в разработке). Но Ил-114 – это отнюдь не полноценная замена Ан-24, а ТВРС-44 пока не запущён в производство, да и цена на него, говорят, будет под 2 млрд руб».

Спасибо пилотам

Если международный аэропорт Сыктывкар им. Петра Истомина принимает и Airbus A319, и Боинги (сюда летают машины разных российских компаний), то регулярные рейсы в труднодоступные населённые пункты выполняют именно Ан-24. Между семью аэропортами Коми летают они же. Хорошее подспорье для «Комиавиатранса», конечно, вертолёты Ми-8. Они тоже добираются до тех посёлков, куда по земле не доедешь. Кстати, недавно с Санкт-Петербургского авиаремонтного завода в Сыктывкар вернулся очередной отремонтированный Ми-8Т.

«В конце прошлого года из республиканского бюджета мы выделили 369 млн руб. на восстановление лётной годности шести вертолётов, — рассказал зампред правительства РК, министр экономразвития, промышленности и транспорта Евгений Пономаренко. – Отремонтировали уже пять. Вертолётные перевозки будем поддерживать и развивать».

«Увеличение вертолётного парка позволит увеличить объём соцуслуг: перевозка пассажиров в труднодоступные пункты в период распутицы, санавиация, потребности лесопожарного центра, работа на подрядчиков в нефтегазовой отрасли», – добавил генеральный директор АО «Комиавиатранс» Юрий Скрипин.

   
   

«Спасибо пилотам, – благодарят работники ПСК «Оленевод». – Их высокий профессионализм и умение ориентироваться на местности позволяет находить становище оленеводов в любую погоду. Они выполняют запланированные рейсы по доставке наших детей к месту учёбы в Воркуту».

На совещании в Совете Федерации представители региональных авиакомпаний попросили продлить ресурс, в том числе самолётов Ан-24 и ускорить вывод на рынок новых типов авиатехники.

КСТАТИ

В октябре президент поручил утвердить программу социально-экономического развития Республики Коми. В перечень мероприятий входят передача аэропортового комплекса в Воркуте в федеральную собственность и обеспечение устойчивой деятельности АО «Комиавиатранс». Недавно Росавиация утвердила на 2024 г. шесть субсидируемых маршрутов из Коми. На эти билеты будут действовать сниженные тарифы.

Авиакомпания из Татарстана «ЮВТ Аэро» заявила полёты на самолётах Bombardier CRJ200 из Усинска в Бугульму со 2 января по 31 мая, а также с 1 сентября по 31 декабря. Рейсы будут выполняться дважды в неделю и субсидироваться в размере 50% за счёт Татарстана.

«РусЛайн» запланировал полеты из Сыктывкара в Нарьян-Мар в течение всего года с частотой дважды в неделю. НАО возместит 50% расходов. Также авиакомпания будет выполнять рейсы из Сыктывкара в Архангельск в течение всего года дважды в неделю. Коми и Архангельская область компенсирует ей по 25%.

Кроме того, «РусЛайн» будет летать из Сыктывкара в Екатеринбург, где Республика Коми подтвердила софинасирование в 50%. Также из столицы республики будут летать самолёты в Казань дважды в неделю. Полёты будут субсидироваться за счет средств Республики Коми и Республики Татарстан – по 25%.

Авиакомпания «Азимут» намерена выполнять рейсы по маршруты Сыктывкар -Минеральные воды дважды в неделю. Общее софинансирование в 25% разделят Коми и Ставропольский край.

«Комиавиатранса» в перечне нет. Последний раз авиакомпания заявлялась на выполнение субсидируемых полетов в 2020 году - в Белгород, Пермь, Тюмень и Уфу. Но из-за коронавируса эти рейсы в расписании авиаперевозчика так и не появились.