Крест для язычников. Кем были первые святые Коми?

11 февраля в республике Коми отмечают праздник в честь Собора Коми святых. © / Сыктывкарская епархия РПЦ

Семь веков назад в глухие заповедные леса, бескрайние суровые земли коми-зырянских язычников приходит христианство. Стефан, Герасим, Питирим, Иона - четыре древних апостола, сокрушивших «золотую бабу», крестивших идолопоклонников, положивших жизнь за миссионерство, а после смерти явивших чудеса исцеления.   

   
   

11 февраля в республике Коми отмечают праздник в честь Собора Коми святых.

Кто входит в Собор Коми святых?
Четыре святителя – Стефан, Герасим, Питирим, Иона и семнадцать новомучеников, которых причислили к лику святых после репрессий и гонений на православную церковь в советские времена. Среди них три мирянина и одна женщина – монахиня Елизавета.

«АиФ-Коми» рассказывает, кем были первые святые нашей земли.

Святитель Стефан, епископ Великопермский: начало христианства на земле коми

Святитель Стефан стал первым, кто начал крестить коми-зырян. О том, что Стефан станет епископом Пермским, его матери поведал святой старец Прокопий Устюжский задолго до рождения самого святителя. Будущей матери Стефана тогда было всего три года, но слова провидца она сохранила в своём сердце.

Святитель Стефан стал первым, кто начал крестить коми-зырян. Фото: Сыктывкарская епархия РПЦ

Известно, что Стефан в совершенстве владел языком коми-зырян. В XIV веке языческие зыряне активно торговали с Великим Устюгом, и юноша Стефан часто общался с инородцами.

В последствие он создаёт для них письменность, которой у зырян не было. В качестве алфавита молодой подвижник использует зырянские знаки на дереве, с помощью которых охотники вели торговлю. В азбуке было 24 буквы. Святой Стефан переводит на зырянский язык богослужебные книги и частично Священное Писание.

Поначалу миссионерство святого Стефана не имеет успеха среди язычников. Проповедника даже пытаются убить. Так, по наущению волхвов, его хотят сжечь. Но кротость, терпение и любовь трогает сердца идолопоклонников. За короткое время Стефан крестит жителей селений от Пыраса до Усть-Гама.

Как Стефан срубил языческую берёзу
В зырянской земле, в селе Усть-Вымь, в 1380 году святитель Стефан основал Владычный городок. А напротив - на месте срубленной берёзы, языческой кумирницы, - возвёл храм в честь Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил Безплотных, рядом с которым в XIV веке основал первый в Коми крае Михайло-Архангельский мужской монастырь. Обитель стала духовно-просветительским, миссионерским и культурным центром.

Наибольшей опасности святой Стефан подвергается в Усть-Гаме. В крупном зырянском селении находилась главная кумирница с особо почитавшимися идолами, здесь преимущественно жили жрецы. Местные встречают Стефана враждебно. Разъярённая толпа бросается на миссионера. Но кроткое лицо и дружелюбная речь на их родном языке  обезоруживает нападавших. Чтобы доказать бессилие языческих богов, Стефан поджигает кумирню с «золотой бабой». За это жители Усть-Гама с топорами и кольями бросаются на святого. Но он, подняв руки к небу, со слезами начинает молиться, и на него не решаются нападать.

   
   

На месте капищ Стефан возводит храмы, которые украшает иконами. Часть образов он написал сам. Богослужения в храмах проводят на зырянском языке. При храме Стефан учреждает первое учебное заведение для местных жителей.

Своей епископской властью Стефан защищает население от частых нашествий новгородских разбойников, а также получает у Великого Князя Московского Василия  льготы для пермской земли, пострадавшей от неурожая.

18-летние изнурительные труды и подвиги подорвали здоровье Стефана. 26 апреля 1396 года святитель скончался. Ему было 56 лет.

Герасим, первый священномученик

Начинания святителя Стефана продолжил блаженный Герасим. В это время (XV век) земля коми-зырян содрогалась от страшных набегов язычников, полудиких племён и новгородской вольницы. Жители, спасаясь от врагов, прятались в лесах. Епископ Герасим горячо просит Великого Князя о военной помощи и финансовых льготах для своей паствы. Смело увещевает новгородских разбойников, чтобы они вернули зырянам отнятое имущество. Они так проникаются речами святителя, что жертвуют на храмы и монастыри. Даже свирепые вогуличи уступают просьбам маститого старца и прекращают свои набеги.

Более полувека продолжались святительские подвиги епископов Герасима (1416-1441), Питирима (1444-1455) и Ионы (1455-1470). Фото: Сыктывкарская епархия РПЦ

Однако мученическую смерть святой принимает именно от руки своего слуги-вогула. Родные-язычники подговаривают его убить Герасима. И крещёный послушник душит  епископа омофором, широкой лентой с изображениями крестов.

Тело святителя погребли в кафедральном соборе первых епископов Пермских - в Благовещенской церкви села Усть-Вымь на реке Вычегда.

Питирим: святой мученик и чудотворец

Преемником Герасима становится Питирим. Известно, что он родился в Ярославле, был просвещённым, образованным человеком, приближенным к Великокняжескому двору. Так, будучи архимандритом  московского Чудова монастыря, крестил Иоанна III, будущего великого князя московского и всея Руси, а также составил житие митрополита московского Алексия.

Сохранились свидетельства, как епископ Питирим довольно часто объезжает епархию, посещая даже самые отдалённые её части: Удор и Печору. Действие его проповеди было так сильно, что даже вогуличи, злейшие враги зырян, постепенно обращаются в христианство. Это не нравится предводителю вогулов. Коварный Асыка выжидал момент, когда лучше всего напасть на Усть-Вымь, чтобы убить Питирима. И озлобленный Асыка совершает задуманное. Он зверски убивает святителя Питирима во время освящения воды на мысе рек Вычегды и Ваги.

400 лет в лике святых
Ещё в 1606 году при патриархе Гермогене и царе Василии Шуйском было определено чтить память трёх святителей (Герасима, Питирима и Ионы) 11 февраля.

На месте мученической кончины святого соорудили сруб, куда положили его тело. Однако местные церковнослужители не знали, что же им делать дальше. Поэтому они ждали ответ из Москвы. Он пришёл через 40 дней. И всё это время, несмотря на знойный август, тело святого Питирима не разлагалось. На поклонение к Епискому шли жители ближних и дальних селений, и многие получали благодатную помощь.

Святителя погребли в Усть-Вымском кафедральном Благовещенском соборе возле своего предшественника - святителя Герасима.

Иона, пятый епископ: окончательное крещение

После убийства Питирима в далёкую окраину просвещать язычников отправляется Иона. Он становится пятым епископом Пермским. Подобно своим предшественником он встречает на своём пути немало опасностей. В Уросе, владении языческих князьков, он одерживает уверенную победу над главными волхвами. И даже крестит наиболее влиятельного князя, по некоторым данным, сына самого Асыки, убившего Питирима.

Святые мощи покоятся в бывшем кафедральном соборе в Усть-Выми. Фото: Сыктывкарская епархия РПЦ

За 15 лет своего святительского служения Иона окончательно обращает в христианство народы обширной языческой земли. Епископ не только строит храмы на месте идольских капищ, но и открывает школы для детей. Иона, предчувствовая свою кончину, старается успеть побывать даже в самом отдалённом уголке своей епархии, чтобы лично поговорить с новообращёнными христианами.

По свидетельству летописца, его святое тело положили на Усть-Выми, близ мощей святых в церкви Благовещения Пресвятой Богородицы, по левую сторону Герасима и Питирима.