Крайние на Крайнем. Почему люди несколько десятков лет ждут переселения?

Олеся Степанова / АиФ

Программу по переселению жителей из районов Крайнего Севера всё чаще критикуют не только жители, но и депутаты. Республиканские власти по-разному пытались решить проблему с переселенцами.

   
   

В прошлом году, например, предложили перевезти жителей Воркуты в «южный» Сыктывкар. Но то ли столица Коми оказалась отнюдь не резиновой, то ли денег на это не хватило. Идея умерла, а проблема с переселением так и не решилась.

Ждут не дождутся

Программа переселения жителей из районов Крайнего Севера появилась в 1995 г. В 2002 г. она преобразовалась в федеральный закон №125 «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». Предоставление государственных жилищных сертификатов на переселение в территории с более благоприятным климатом идёт по следующей схеме. В первую очередь их выдают инвалидам I-II групп, затем - пенсионерам, а уже потом - безработным и работающим. Размер субсидии рассчитывается из стоимости квадратного метра жилья и зависит от состава семьи. Получить сертификат могут семьи, проживающие на Крайнем Севере с 1 января 1992 г. и не имеющие недвижимости в других несеверных районах страны. При этом один их супругов должен отработать на Севере не менее 15 лет.

– Мы стоим в очереди на получение сертификата с 1997 г. Стаж работы - по 40 лет на каждого. Отдали своё здоровье Северу. Нам уже по 60 лет, а сертификатов нет. Очередь двигается очень медленно, – рассказывает жительница Воркуты Тамара Сагатдинова.

Но одно дело, когда очередь двигается медленно. Совсем другое – когда через несколько лет жителей исключают из программы. Каждый случай, конечно, индивидуален. И утверждать, что людей выбрасывают из очереди по формальным основаниям, нельзя. Бывший депутат Совета МО ГО Воркута Владимир Тищенко считает, что его семью исключили из очереди, даже не разобравшись в ситуации. Его супруга в башкирской деревне отсудила недвижимость, которую потом отписали родственникам. А власти посчитали, что у семьи была возможность для переселения, и исключили их. Теперь Владимир Тищенко намерен обращаться в суд.

– Складывается впечатление, что принято негласное указание о сокращении очереди. Но люди заслужили переселения: они долгие годы работали в условиях Крайнего Севера, - говорит Тищенко.

Переехали?

Сейчас в очереди на переселение 24 240 семей. Из них 7271 семья работающих, 2071 семья инвалидов, 15078 – это семьи пенсионеров. При этом количество выданных сертификатов в регионе каждый год разное. Так, в этом году выдадут 190 штук. Для сравнения: в 2021 г. выдали 178, в 2020 г. – 199, в 2019 г. – 298, в 2018 г. – 367.

   
   

По словам депутата Совета МО ГО Воркута Валентина Копасова, количество сертификатов зависит от того, сколько семей ежегодно подтверждают своё участие в программе. Так, например, в Воркуте из 14019 семей подтвердила участие в этом году лишь 2751 семья (19,6 %). В итоге количество сертификатов в следующем году снизится, так как Минстрой РФ выдаёт регионам средства в размере не более 5 % от числа подтвердивших участие в программе.

– Надо изменить алгоритм. Квота в 5 % должна устанавливаться не из числа подтвердивших участие в программе, а от общего количества граждан в очереди. Человек подал заявление, закон говорит ему, что он каждый год должен подтверждать своё участие, а он не делает этого. Получается, он не нуждается в переселении? - считает Валентин Копасов.

Также, по его словам, при распределении финансирования необходимо разделить районы Арктики и Крайнего Севера, поскольку такие территории Коми, как Воркута, фактически являются частью Арктической зоны. Однако жители Воркуты не имеют никаких привилегий и получают сертификаты на общих основаниях. Хотя квоту для них могли бы увеличить до 20 %, а также с 15 до 10 лет сократить срок, после которого житель может подать заявление на участие в программе.

А бывший депутат Совета МО ГО Воркута Владимир Жарук уверен, что исполнение программы переселения из районов Крайнего Севера во многом зависит от республиканских, а не федеральных властей. Например, для переселения граждан местные власти могли бы привлекать средства крупных компаний, которые работают на Крайнем Севере. Как, например, это происходит в Красноярском крае, где переселение из Норильска и Дудинки идёт при поддержке собственников предприятия «Норникель». Компания потратила на это 8,6 млрд руб. В итоге очередь сдвинулась, и в 2021 г. сертификаты получили уже 415 семей.