«Колотим гробы сами». Как в глубинке Коми хоронят покойников в распутицу

Когда родственники решили самостоятельно похоронить покойника, выяснилось, что ни досок, ни ткани на гроб нет. © / Администрация Вуктыла

В отдалённом посёлке Усть-Соплеск в период распутицы жители не только остаются без помощи, но и вынуждены самостоятельно колотить гробы умершим.

 Реальную историю таких похорон рассказала одна из жительниц. По её словам, такие случаи не единичны. И происходят они не только у них, но и в соседних посёлках.    
   

Отрезаны от мира

Маленький посёлок Усть-Соплеск находится в Вуктыльском районе, в 87 км от административного центра. Зимой здесь живут около 50 человек, летом – в два раза больше. Среди постоянно проживающих не только пенсионеры, но и молодёжь.

Самое сложное время – это распутица: переправы нет, посёлок отрезан от большой земли. Это длится месяц и больше. Лекарства и продукты завозят в посёлок по возможности. В это время жители остаются и без медицинской помощи. Если раньше в Усть-Соплеск летали вертолёты санавиации, то теперь нет. Сейчас на вызовы приезжает машина скорой помощи, когда есть дорога. Недавно в Усть-Соплеске появилась ещё одна проблема –  похороны.

Недавно в Усть-Соплеске появилась ещё одна проблема –  похороны.Фото: АиФ/ Светлана Чернышова

Человек умер 30 апреля – в то время, когда началась распутица, а транспортного сообщения с посёлком не было.

«Хотели везти на вскрытие, но не получилось, так как начался ледоход», – рассказывает местная жительница Татьяна Головина.

Когда родственники решили самостоятельно похоронить покойника, выяснилось, что ни досок, ни ткани на гроб нет. Они обратились за помощью к односельчанам. Кто пожертвовал доски с сарая, кто – с забора. Собирали всё необходимое по всему Усть-Соплеску. А потом колотили гроб в сельсовете.

Когда родственники решили самостоятельно похоронить покойника, выяснилось, что ни досок, ни ткани на гроб нет.  Фото: АиФ/ Светлана Болотникова

Ответ чиновников

После этого Татьяна Головина написала о необычных похоронах в соцсетях с одной лишь целью – привлечь внимание властей к ситуации. Она обратилась к чиновникам.

   
   

«Как быть нам, жителям? И не пишите нам, чтобы мы уезжали отсюда, раз так плохо. Это наш выбор, и мы будем здесь жить. Может, когда-нибудь начнёте и о нас думать? Возмущению нет предела. А знаете, почему? Гроб пришлось делать в сельсовете. Ужас. Больше негде делать, не в мешке же хоронить человека. Такие сложности постоянно в период распутицы. Может, пора подумать о том, чтобы в посёлке было всё необходимое для похорон?» – написала она в соцсети.

Фото: АиФ/ Арина Проскурина

В администрации Вуктыльского района заявили, что в муниципалитете провели конкурсные процедуры и определили специализированную похоронную службу, которая и будет заниматься оказанием этих услуг.

По словам главы администрации Вуктыльского района Гульнары Идрисовой, в Усть-Соплеске такая ситуация произошла из-за того, что родственники умершего решили сами заняться захоронением.

Кроме того, районные власти планируют предложить местному предпринимателю завезти все необходимые принадлежности для организации похорон. «Однако с похоронами в селе привыкли справляться своими силами – на ритуальные принадлежности может и не появиться спроса», – цитирует «Комиинформ» Гульнару Идрисову.

Жители Усть-Соплеска в ответ на это удивляются. Ритуальная компания, которая будет оказывать им услуги, находится в сотне километров. Вряд ли в период распутицы она сможет добраться до посёлка, чтобы похоронить умершего. Значит, проблема так и останется.

Фото: АиФ/ Андрей Хорошавин

Кстати

По данным Комистата, в 2020 г. в регионе насчитывалось 119 сельских поселений. Из них 83 посёлка, в которых численность населения не превысила тысячи человек в каждом. В 16 населённых пунктах проживает меньше двух тысяч человек. Самый маленький посёлок – Кожым. В нём  живут всего четыре человека. В посёлке Куртья – 87 человек, в Занулье – 89. Общая доля сельского населения – 178 752 человека.

В 2011 г. в республике насчитывалось примерно 250 неперспективных поселений. Но не все официально признавали закрывающимися и расселяли. В перечень закрывающихся поселений попадали лишь те, где проживало не больше 50 человек.

Начиная с 2007 г., закрывающимися признали 11 населённых пунктов. Это пос. Певья, Яренга, Шежам (Усть-Вымский р-н), Речной (Троицко-Печорский р-н), Верхняя Седка и д. Плесо (Прилузский р-н), пос. Иван-Ель (Сосногорский р-н), Иван-Чомья (Койгородский р-н), Седъюдор (Княжпогост­ский р-н), Поинга и Новоипатово (Сыктывдинский р-н).

Средняя плотность населения в Коми составляет чуть меньше двух человек на один квадратный километр.