7 сентября 2010 года среди густой тайги и болот Коми случилось чудо: на взлётном поле недействующего аэродрома в Ижме совершил аварийную посадку Ту-154. Никто из пассажиров и членов экипажа (всего 81 человек) не пострадал.
С тоски ушёл на пенсию
Год назад Сергей Михайлович вышел на пенсию, планировал заниматься подсобным хозяйством. Но родная взлётка авиатора не отпускает. Сотников постоянно созванивается с новым смотрителем аэродрома Дмитрием Каневым.
«Аэродром и сейчас в плачевном состоянии: трещин на полосе с каждым годом всё больше, бетон шелушится и рушится. Тайга медленно захватывает взлётную полосу. Я 22 года добивался, ждал, чтобы деньги выделили на ремонт, но все только отмахивались. Сначала Гайзер (Вячеслав Гайзер, бывший глава РК. – Ред.) обещал отремонтировать. Но не успел. После него Гапликов (Сергей Гапликов, бывший глава РК. – Ред.) говорил, что поскольку люди здесь спаслись, то сам Бог велел восстановить аэропорт. Обещание не сдержал. Врио руководителя Коми Владимир Уйба приезжал к нам на прошлой неделе, но пока никакой конкретики», – поделился переживаниями Сергей Михайлович.
Осенью в районе начинается распутица, в октябре (всего на месяц) возобновятся вертолётные рейсы. По словам Сотникова, все объекты аэропорта давно нуждаются в ремонте. На трансформаторной подстанции и в щитовой сгнила крыша, аэровокзал в плохом состоянии.
«У компании «Комиавиатранс» (собственник аэропорта в Ижме. – Ред.) большие долги перед энергетиками. Крупные аэропорты не трогают, а нас на периферии обесточивают. В итоге зимой нет ни электричества, ни отопления. Как в таких условиях работать? – сокрушается бывший смотритель. – Разруха сильно бьёт по психике. Вот я и ушёл с тоски на пенсию. А душа всё равно за аэропорт болит».Сотников уверен, что аэропорт не восстановят. Но поддерживать его в нормальном состоянии можно и нужно.
Пора встать на крыло
Сегодня авиация Коми переживает не лучшие времена. Сейчас в республике всего девять постоянно действующих аэропортов: Сыктывкар, Троицко-Печорск, Ухта, Вуктыл, Печора, Усть-Цильма, Усинск, Инта и Воркута. Все они сообщаются регулярными рейсами с региональной столицей.
В 2012 году власти задумали воскресить авиацию Коми. Из большинства сельских муниципалитетов организовали авиарейсы. Однако высокая цена на билеты привела к тому, что направления постепенно закрылись, а сельские аэропорты оказались под замком.
По официальной информации, парк воздушных судов компании «Комиавиатранс» состоит из 32 вертолётов Ми-8 различных модификаций, 33 вертолётов Ми-2, четырёх самолётов L-410 и пяти самолётов Embraer ERJ-145 (сейчас не на ходу). Основные пассажироперевозки осуществляются на 15-местных самолётах L-410.
Однако в правительстве Коми не снимают компанию со счетов и обещают помочь ей встать на крыло.
«У компании накопились большие долги. Вышли на соглашения с теми, кому компания должна, находим компромиссные решения. Работаем, чтобы пополнить и вертолётный, и самолётный парки. «Комиавиатранс» мы сохраним, чтобы компания летала и дальше», – заверили в правительстве.