Обмеление крупнейшей реки Севера доставляет немало проблем жителям Усть-Цилемского района Республики Коми и Ненецкого автономного округа. И речь здесь не только о трудностях в движении судов, но и в личных трагедиях жителей, страдающих каждый год от паводка. В этом году наконец начались работы по углублению реки, но полностью проблему это не решит.
Привязывай дрова
Жительница Усть-Цильмы Наталья Доронцова рассказала, что за последние два десятка лет весенний паводок – причина огромного количества трудностей для владельцев домов на Набережной улице.
«Я живу в Усть-Цильме с тех пор, как мне исполнилось два с половиной года. Потопы, конечно, были. В какой-то год залило так, что плавать можно было прямо в доме. Но такое случалось редко. А в последние лет 15-20 ситуация стала гораздо хуже. Регулярные затопления не только разрушают дом, но и портят почву, – рассказывает Наталья. – Я уже много лет живу в многоквартирном доме, а на Набережной – дочь с мужем. Каждый год паводки подмывают фундамент дома так сильно, что он буквально начинает сползать к реке. Каждый год зять работает над фундаментом, каждый год! О качестве почвы на участке тоже ничего хорошего не скажешь, урожай с каждым паводком всё скуднее. А каких усилий стоит подготовка к потопам! Это же всю технику надо поднять на чердак, дрова привязать, укрепить заборы!»
Долгие годы власти не решали проблему кардинально. Только помогали пострадавшим.
«Нам выдавали компенсации. Но это копейки по сравнению с тем, сколько реально теряют жители во время паводков», – говорит Наталья.
Дноуглубительные работы на Печоре не проводились 20 лет. Обмеление реки вызвало трудности в движении судов из Ненецкого автономного округа. К примеру, в августе 2022 г. из-за низкого уровня воды на Печоре в НАО ввели режим чрезвычайной ситуации. Как следствие – грузы начали перевозить по единственной транзитной автомобильной дороге республиканского значения в Усть-Цилемском районе, которая не выдерживает такую нагрузку.
Проблема обмеления Печоры коснулась и тех, кто пользовался паромными переправами. Они работали с большими перебоями. В какой-то момент большинство барж приостановило перевозки по маршруту Щельяюр – Нарьян-Мар и обратно. Люди, которые отправились в отпуск за реку на личных автомобилях, не могли вернуться.
Очевидное решение
Серьёзные проблемы с грузоперевозками всё же вынудили власти задуматься о проведении работ по углублению дна Печоры. 18 июля администрация Усть-Цилемского района сообщила о начале дноуглубительных работ у д. Гарево. Запланированный общий объём – 880 тыс. куб. м. На сегодня со дна Печоры со специальной баржи-площадки уже подняли 400 куб. м грунта – от реки Щугор до города Печора. Работы провели силами ФБУ «Администрация Двинско-Печорского бассейна ВВП».
Жители переживают, что на этом работы остановятся.
«Изначально говорили, что со дна поднимут 800 кубометров. Почему в итоге только 400 убрали? Хочется верить, что это не только на работу судов повлияет, но и местным жителям станет проще во время паводков», – поделилась местная жительница Наталья Доронцова.
Недовольны жители и тем, что не убрали песчаный остров напротив села. Его намыло в последние годы, и он серьёзно мешает переправе на другой берег.
«Дноуглубительные работы направлены только на углубление судового канала вдоль реки на нескольких участках. В Усть-Цилемском районе – в окрестностях д. Гарево и с. Среднее Бугаево. Цель этих работ – повысить судоходность реки от Печоры до Нарьян-Мара. А вопрос с углублением дна реки напротив Усть-Цильмы остаётся на контроле как руководства района, так и республики. Надеемся, что вопрос будет решён положительно. Но какие-либо сроки проведения этих работ пока обозначить не можем», – пояснили в администрации.