«Дети. Муж. Лес». Как многодетная семья нашла гармонию в деревенском хаосе

У Уляшевых шестеро детей, скоро появится седьмой малыш. © / Фото из семейного архива Уляшевых.

Деревенька Модлапол рядом с Помоздино. Усть-Куломский район. Здесь нет торговых центров и кафе с латте навынос. Зато есть лес, тишина, снег по пояс и женщина, которая считает, что счастье пахнет дымом из печной трубы и детскими ладошками. Здесь живут она, её муж и шестеро их детей — Светослав, Лада, Вера, Владимир, Степан, Майя. И скоро на свет появится седьмой малыш.

   
   

«Я всегда знала, что у меня будет много детей, – улыбается мама Настя. – В старших классах рисовала своё свадебное платье, мужа-брюнета и целую кучу малышей».

Жизнь от этой картинки не ушла далеко. Муж Виктор – надёжный, спокойный, настоящий. С ним она и строит свою маленькую вселенную.

Семья Уляшевых. Фото: из семейного архива Уляшевых

Любовь в резиновых галошах

«Город? – переспрашивает Настя. – Спасибо, нет, не надо. Там бетон и пробки. А здесь – лес, бурёнки и снег. И ритм, который наш».

Настя с теплом рассказывает о жизни в деревне. Здесь не надо никому ничего доказывать. Не нужно быть «мамой по Инстаграму». Можно выйти развесить бельё в любимом стареньком пальто, тёплом платке на голове и в большущих мужниных галошах. И быть при этом самой собой.

«И вот идёшь, а снежок хрустит под ногами – хруст, хруст. И ты при этом Королева Снежная! Красота!» – восхищается Настя.

Деревня для неё как подруга детства.

   
   

«Я её люблю. Всем сердцем! За тишину, за свободу быть!» – признаётся она.

Настя любит деревню. Фото: из семейного архива Уляшевых

А ещё Настя любит деревню за простые добрые детские воспоминания.

«Ягоды, грибы, поля бескрайние, речка в шаговой доступности. Старые деревья, по которым невозможно не лазить. Шалаш под черёмухой. А ещё рябиновые бусы, куклы из сухих трав с полей. И чай с печеньками на свежем воздухе, можно прямо в шалаше. Общение с соседскими барашками, игры со старшими детьми, забота о младших. Я думаю, что это эликсир добра для детских сердец, высвобождение воображения, а значит, и своего собственного волшебства,» – говорит она.

Северное сияние. Фото: из семейного архива Уляшевых

Красота вокруг

Настя любит фотографировать. Это для Насти – тоже способ любить. Снимает она как чувствует: платье на ветру, следы детских ног на снегу, свет сквозь занавески.

«Главное – не кадр, а чувство. Чтобы в нём был момент, который больше, чем изображение. Очень хочется, чтобы больше людей замечали красоту вокруг себя. Не кричащую, не искусственную, а самую простую и настоящую. Думаю, таким людям хоть немного, но легче жить в этом безумном мире. И если день принёс хоть капельку вдохновения – это уже немало. А если успеешь схватить его за хвост и превратить в действие или, в данном контексте, какую-то картинку, то это просто волшебство какое-то!» – рассказывает она.

Виктор с дочкой Майей. Фото: из семейного архива Уляшевых

По её словам, мир гораздо интереснее, если его замечать.

«Наверное, если бы не дети, я была бы очень занята для всяких разных «незначительных» мгновений. Которые, по правде говоря, самые значительные. Теряется в заботах и «важных» делах навык просто наблюдать. Видеть то, что вокруг,» – считает она. – Есть даже специальные занятия по театру, там важным упражнением является наблюдение. Это очень интересная игра. Замечать начинаешь то, чему раньше не придавал значения. И вдруг оказывается, что мир гораздо объёмнее и многограннее. И как ты раньше жил в границах только своих мыслей?

Вова, Стёпа и Вера. Фото: из семейного архива Уляшевых

Семейка-хаос и команда мечты

Пока одни мамы выстраивают режим по часам, в доме Уляшевых время выстраивается по желаниям младших детей.

«Я ленивая мама. С петухами не встаю. Младшенькие дети – наши будильники. Просыпаешься по сто раз за ночь. Утром – сад, школа, обеды, прогулки, к вечеру – «сказки на ночь». Ну и фильм, если повезёт».

Анастасия и Виктор. Фото: Личный архив/ Уляшевы

Настя признаётся: с годами её материнство стало мудрее.

«Раньше много слушала других. Хотелось быть правильной. Потом поняла: надо слышать себя. Родительство – не про чужой опыт. Это твой путь. Он в ошибках, поисках, любви. И в умении быть собой».

Анастасия не строит из себя гуру родительства.

«У меня был тяжёлый путь. Ошибки, срывы, переосмысление. Сейчас я понимаю, как важно слушать своё сердце. Любить, уважать, быть мягкой. А не ломать и требовать».

Лада делает уроки. Фото: из семейного архива Уляшевых

Она подчёркивает: ребёнок – не проект. Это человек. Его нельзя воспитать по инструкции. Нужно быть рядом. Чувствовать. И благодарить. Даже в усталости. Даже в хаосе.

«Нужно уважение. Авторитет можно только заслужить, а не выбить палкой. Хотя это сложно, особенно со старшими детьми. Внимание к чувствам. Нежность. Понимание, что ты ничего не знаешь об этом человеке до конца, он другой. Уважение ко второму родителю. Искренность. Нужно воспринимать ребёнка как благословение, подарок, суперприз. Даже когда тяжело. И никогда - как бремя,» – говорит она.

День рождения Анастасии в кругу друзей. Фото: из семейного архива Уляшевых

В семье говорят исключительно на коми языке.

«Мы с мужем – носители. И дети с рождения слышат коми. Русский они и так выучат. А коми надо беречь. Это не просто слова. Это – дом. Все дети выросли в зыбке, которой полтора века, в ней укачивали ещё прадеда Виктора. Мы храним это как сокровище, как часть нашей памяти».

Майя и радуга. Фото: из семейного архива Уляшевых

Мечты под одной крышей

В доме всегда шумно и светло. Здесь звучит смех, иногда — споры, часто — песни.

Шестеро детей растут в любви и движении: учатся заботиться, помогать, быть рядом. Каждый день в этой семье — с делами, мечтами и важными словами.

14-летний Слава — мамина опора, особенно когда папа в командировках.

Слава и Майя: трудовые будни. Фото: из семейного архива Уляшевых

«Маму люблю, потому что она моя. Такую невозможно не любить. А папа… он просто не строгий, и это хорошо,» – признаётся мальчик.

Слава делает дома всё, что нужно, не дожидаясь просьб – заготавливает дрова, помогает с водой. Пока не решил, кем стать, но мечтает покорить Эверест.

Здесь Майе уже два годика. Фото: Фото: из семейного архива Уляшевых

13-летняя Лада – яркая, эмоциональная, с характером.

«Мама всегда весёлая, всегда поддержит. Папа – заботливый и щедрый,» – говорит девочка.

Она в доме моет посуду, пылесосит, нянчится с малышами. Видит себя актрисой, мечтает играть в кино и однажды отправить маму с папой отдыхать на Мальдивы.

11-летняя Вера – серьёзная, внимательная, умеет находить порядок даже в самом шумном дне.

Перед бурей. Фото: из семейного архива Уляшевых

«Маму люблю за доброе, тёплое сердце. А папу — за чувство юмора. Он играет с нами в настолки, и это очень круто,» – считает девочка.

Она тоже помогает по дому, заботится о младшей сестрёнке, мечтает путешествовать.

8-летний Вова – спокойный, основательный. Делает всё с душой.

Володя. Фото: из семейного архива Уляшевых

«Мама всегда поможет, что бы ни случилось. А папу люблю за то, как он нас любит – сильно», – говорит Вова.

Он заносит дрова, воду в баню, играет с младшими. Мечтает стать программистом, делать компьютерные игры.

Вера. Фото: из семейного архива Уляшевых

5-летний Стёпа — добрый, прямой, с открытым сердцем.

«Маму люблю за то, что она нас родила. Папу — за игры, особенно в «Мемо»», – говорит мальчик.

Его обязанность в семье — убирать игрушки. Малыш старается помогать, как умеет. Хочет стать полицейским. И увидеть настоящую капибару.

Самая маленькая Майя пока говорит на своём языке — «без переводчика не поймёшь», смеётся мама.

А мечтают они все о главном — чтобы был мир.

И ждут, когда вырастет капуста… или прилетит аист. Братик или сестрёнка — всегда в радость. Скоро их будет семеро.

Любовь в деталях

Анастасия считает: чтобы держать ребёнка на руках, самой маме тоже нужно, чтобы кто-то держал её.

«В материнстве ты не только тело создаёшь, но и психику. Новую. Связь. Поэтому отдых — это не каприз. Это необходимость. Ради себя. Ради семьи.

В её личных «спа-процедурах» – не пена в ванне, а снег, костёр, прогулка с коляской. Иногда — девичник с подругами. Без этих мелочей начинается выгорание. А ресурс у мамы – это главный подарок детям».

Настя считает, что эмоционально потухшая или срывающаяся от бессилия мама – это страшно и очень грустно.

Майя с мамой. Фото: Личный архив/ Уляшевы

Главная ошибка, по её словам, которую совершают люди в момент выгорания, – они убирают те мелкие дела, без которых можно обойтись.

«Мол, сил мало, приходится экономить, – объясняет Настя. – Поэтому исчезают хобби – вы больше не вышиваете по вечерам. До кровати бы дойти. Фитнес? Какой такой фитнес? И даже встречи с подружками исчезают. Не до того. Но именно эти маленькие занятия для себя и являются теми вещами, которые дают ресурс. А не тратят. И если их убрать, то останется только то, что ресурс сосёт. И его больше нечем подпитывать. То есть мы просто с утроенной скоростью катимся к серьёзной стадии выгорания. Выгорание – это когда ресурса тратится больше, чем получается. Формула простая. Поэтому при первых признаках надо искать источники пополнения ресурса. И убирать всё неважное, что ресурс тратит и без чего можно обойтись. Слушать себя и свои ощущения, делать то, что поможет именно вам. Даже если это звучит несколько бредово. Где бы вы ни находились сегодня, чем бы ни занимались, какие бы решения ни принимали — постарайтесь найти маленькую радость в этом дне. Разрешите себе быть счастливыми».

Анастасия. Фото: из семейного архива Уляшевых

Муж – опора

«Что есть любовь? – задаётся вопросом Настя. – Любовь – это обнимать, заботиться, понимать и поддерживать, слушать и слышать. Любовь – это строить и беречь. Любовь – это работа. Это суровые будни. Отношения требуют большого труда, череды наших взаимных решений и реальных действий. И от того, что это будут за решения и действия, будет зависеть многое. Образно говоря, то, что электричество в природе существует, в этом нам повезло. А вот то, что оно изо дня в день бегает по проводам в наших домах и мы имеем возможность этим пользоваться, – это уже не везение, а достижение».

На концерте группы «Северный флот». Фото: Личный архив Уляшевых

С Виктором они знакомы со школьной скамьи, но искра вспыхнула позже – когда она отправилась к реке просить у Вселенной знак. Получила его в тот же вечер. С тех пор – вместе.

Если Анастасия — душа дома, то Виктор — его тёплое сердце. Бывший пожарный, а ныне печник, он строит настоящие домашние очаги.

Каждая печь — как картина. Всё осваивал сам. Видеоролики в соцсетях, чертежи, пробы, ошибки. Сейчас печи Виктора греют дома по всей округе.

Печи Виктора греют всю округу. И не только. Фото: из семейного архива Уляшевых

«Печное дело — это не просто кирпичи и раствор, — рассказывает Виктор. — Это настоящее творчество. В каждую печь вкладываю душу».

Сегодня он проектирует в специальных компьютерных программах, использует современное оборудование и внимательно относится к выбору материалов. Каждая его работа — индивидуальна, как и дом, в котором она будет греть.

«Главное – чтобы дома было тепло. И телу, и душе,» – считает мастер.

В супруге Настя больше всего ценит ответственность, верность, готовность взять на свои плечи мир и её, конечно.

«Мы снаружи как семейка-хаос. Вещи везде, дети везде. Но это наш хаос. И я его обожаю. Вот прям нежно-нежно люблю. Для меня в нём глубина и сила. В нём – жизнь,» - говорит Настя.

Супруги могут спорить, смеяться, молчать...

«Можем сходить с ума или можем бесить друг друга сильно. Но ничто не изменит то, что мы всегда есть друг у друга. И это не роскошь. Это труд. Тепло не появляется само. Оно – в поступках,» - рассуждает Анастасия.

Будущее Анастасия видит ясным:

«Через 25 лет — мы с Витей, дети, внуки и бесконечное спасибо за всё, что у нас есть».

Настя счастливая. Фото: из семейного архива Уляшевых

И пусть весь мир подождёт

Настя верит в красоту повседневности. В тёплый свет, в детский смех, в то, что счастье — это жить здесь и сейчас.

«Есть три буддистских вопроса. Где ты? — спрашивает она сама себя. — Здесь. Когда? Сейчас. Кто ты? Я – этот момент».

Она улыбается:

«Я не идеальная. Мне необязательно быть всегда хорошей. Я – настоящая. Чувствую, люблю, следую своим заповедям. Верю, что новый день принесёт чудесное. И мне не нужна волшебная палочка, чтобы творить волшебство. У меня есть дети. Муж. Лес. И любовь».