Сейчас бурно обсуждается предложение об объединении трёх регионов – Коми, Архангельской области и Ненецкого автономного округа. Насколько реально создание такого, как говорят, «мощного арктического региона»?
Отвечает директор Центра развития региональной политики Илья Гращенков:
Поэтому новый проект «Арктического региона» растёт корнями из истории, а опирается на логику логистического развития Северного морского пути (СМП). Коми, Архангельск и НАО входят в единую цепочку, завязанную на перевозку не только сжиженного природного газа, но и других грузов. Но при этом все регионы на пути СМП попадают в эту логику – от Мурманска до Камчатки. Нельзя же всех их срастить в одних регион, да и не нужно. Скорее всего, логика объединения Архангельской области и Коми проистекает из бизнес-интересов, завязанных на борьбе финансово-промышленных групп.
Именно поэтому Владимир Уйба (врио главы Коми – Авт.) и критикует это предложение. Очевидно, что врач, ставший губернатором вместо Сергея Гапликова, – фигура компромиссная и специально поставленная Владимиром Путиным в рамках системы сдержек и противовесов. Коми, как и Архангельская область, политически серьёзно пострадала от темы «московских свалок», в частности Шиеса. Поэтому избираться кандидатам от власти будет не так-то просто. Объединение Архангельской области с НАО – скорее политический, предвыборный шаг. А вот с Коми – это более долгая операция, на которую сейчас никто не пойдёт.
Минусов у создания нового «арктического региона» может быть много. Централизация власти в одном из секторов – в Архангельске, в Коми, в НАО? Кто будет «рулить», а кого отодвинут на второй план? Чьи деньги будут делить? В НАО боятся, что их богатства направят на развитие депрессивного Архангельска, а в Коми – что лишатся статуса республики и станут придатком к поморскому региону. Это может вызвать серьёзное недовольство со стороны населения».