Любопытная практика складывается в Арбитражном суде Коми: в числе ответчиков – представители малого и среднего бизнеса со всей республики, а истец один и тот же – собственник рекламного агентства.
Примечательно, что из раза в раз суд становится на сторону заявителя, а предпринимателей обязывает оплатить нешуточные суммы.Уже больше пяти лет Ольга Сёмина (имя изменено) занимается изготовлением мебели. Её цех работает в Сыктывкаре. В 2018 г. компания «Русский Север – Коми» (далее РСК) предложило бизнесвумен разместить рекламу в справочнике «Регион-11», а также на интернет-портале. Девушка согласилась и, подписывая договор, заплатила 20 тыс. руб.
Прошло больше года. В январе 2020 г. это же агентство направило Ольге акт выполненных работах за 2019 г.
«Подписывать бумагу я не стала, так как в 2019 г. ни один рекламный макет со мной не согласовали, и добро на публикацию рекламы я не давала», – говорит женщина.
Несмотря на это, в марте 2021 г. она получила письмо-претензию. В нём рекламное агентство грозило судом «недобросовестной клиентке», а также требовало оплатить рекламу за 2019 и 2020 гг. И хотя женщина сообщила, что давно не сотрудничает с компанией, рекламщики всё же подали в суд на владелицу мебельного цеха. Кстати, о заседаниях её никто не уведомил. А в феврале 2022 г. с расчётного счёта предпринимателя приставы списали 26 тыс. руб.
В похожей ситуации оказался Дмитрий Лебедев (имя изменено). Он сдаёт спецтехнику в аренду.
«В 2019 г. я заключил с владельцем компании РСК Владимиром Лихошерстовым договор на размещение рекламы на сайте его компании, а также на выпуск рекламных брошюр и календарей. Затем два года подряд ко мне приходили менеджеры компании, уговаривали продолжить сотрудничество, но я не захотел», – вспоминает предприниматель.
Сотрудники компании назойливо присылали предпринимателю рекламные макеты, ни один из которых он не согласовал. Однако в январе 2022 г. Дмитрий получил претензионное письмо за подписью Лихошерстова. Директор РСК грозился бизнесмену судом в случае, если тот не оплатит рекламные услуги на сумму 96 тыс. руб.!
Хитрый алгоритм
Как оказалось, с юридической точки зрения к договору РСК не придраться. В документе указано, что если одна из сторон не разрывает договор, то он автоматически продлевается. И так из года в год. Разобраться в юридических хитростях помог бы юрист, но, как правило, в маленьких компаниях его нет.
Без ответа остался ещё вопрос: для чего собственник рекламного агентства выжидал несколько лет, прежде чем подать на недобросовестных заказчиков в суд? В случае Ольги и Дмитрия исковые документы представители рекламного агентства подавали разом за несколько лет, аккурат к концу третьего года действия договора.
Выход есть?
На популярном сайте, который размещает информацию о контрагентах, опубликована справка о компании «Русский Север – Коми». Так, в 2020 г. компания – участник судебных споров, общая сумма по которым около 600 тыс. руб., в 2021 г. – 1 млн 696 337 руб., за первые три месяца 2022 г. – уже 938 636 руб.
Если заглянуть на сайт Арбитражного суда Коми, то можно обнаружить, что в 90 % случаев тяжб РСК выступает истцом. В 2020 и 2021 гг. суд рассмотрел более полусотни таких дел в отношении небольших ИП и ООО. Кстати, большая часть удовлетворена в пользу заявителя.
Однако Наталия Максимова считает, что выход есть.
«Чтобы прекратить взаимоотношения с рекламным агентством, предпринимателям следует расторгнуть заключенный ранее договор на оказание услуг. Закон позволяет это сделать в одностороннем порядке. Для этого нужно направить рекламоиздателю уведомление о расторжении договора. Сделать это лучше ценным письмом по почте».
Если даже суд уже состоялся и есть решение о взыскании денег за услуги, договор по-прежнему продолжает действовать. Чтобы избежать повторных тяжб и взысканий, всё-таки нужно уведомить рекламное агентство о расторжении с ним договора. Если дело по взысканию задолженности сейчас находится в Арбитражном суде, то не стоит устраняться от участия в процессе. Следует обосновать свою позицию и постараться отстоять собственные интересы.