Президент России Владимир Путин подписал указ о стратегии развития Арктической зоны. В документе говорится и о проектах, которые в том числе должны быть реализованы на территории Коми. Основными драйверами могут выступить Инта и Воркута.
Ставка на ископаемые и дороги
В стратегии прописаны направления для каждого арктического региона. Вот что должно произойти в республике до 2035 г. в соответствии с этим национальным проектом.
В Воркуте и Инте ожидается повышение эффективности работы экономики и комплексное социально-экономическое развитие моногородов. Также в планах – развитие угольных минерально-сырьевых центров на базе Печорского угольного бассейна и создание на их основе комплексов глубокой переработки угля. Российское правительство нацелено на формирование и развитие нефтегазовых минерально-сырьевых центров на базе Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции.В ближайшие десять лет должен быть создан горно-металлургический комплекс, предназначенный для переработки титановых руд и кварцевых песков Пижемского месторождения. Необходимо сформировать и развивать Парнокский железомарганцевый минерально-сырьевой центр.
Особую роль в стратегии отводят развитию транспортной системы Севера. Так, например, стоит задача развивать железнодорожную инфраструктуру для обеспечения связи со строящимися железнодорожными магистралями, включая строительство магистрали Сосногорск – Индига, реконструкцию участка Коноша – Котлас – Чум – Лабытнанги; Микунь – Вендинга и строительство участка Вендинга – Карпогоры. Будут отремонтированы участки автомобильной дороги Сыктывкар – Ухта – Печора – Усинск – Нарьян-Мар. В планах – дноуглубительные работы на реке Печоре.
Речной путь
Арктический проект «Северный морской транзитный коридор» (СМТК) предполагает создание комплексной транспортно-логистической системы для осуществления международных морских грузоперевозок между Северо-Западной Европой и Восточной Азией через Северный морской путь (СМП), а также строительство коммерческого флота и двух транспортно-логистических узлов.
Республика Коми готова выступить партнёром проекта СМТК и уже готовит предложения по обеспечению объёмов обратной грузовой базы (в восточном направлении), дефицит которой сегодня является определяющим в вопросе развития морских арктических перевозок на маршруте Камчатка – Северо-Запад.Обеспечить «обратную загрузку» возможно за счёт объёмов экспортной продукции лесопромышленного, нефтегазового, горнодобывающего комплексов, пищевой и лёгкой промышленностей Коми. Обеспечить «обратную загрузку» СМТК возможно также грузами из других субъектов России, не имеющих выходы к морю. Эти грузы можно доставить к арктическим портам по дорогам и рекам нашего региона. Для этого нужно обеспечить прямой доступ к морскому порту города Усть-Кара, который находится в 160 км от Воркуты. Также нужно провести расчистку русел рек и дноуглубительные работы на основных потенциальных речных транспортных артериях Коми – реках Вычегде и Печоре.
Устье реки Печоры расположено между строящимся морским портом Индига (планируемый срок ввода объекта в эксплуатацию – 2025 г.) и действующим морским отгрузочным терминалом в пос. Варандей. Кроме того, через Коми проходят железнодорожная магистраль и автомобильная дорога Сыктывкар – Ухта – Печора – Усинск – Нарьян-Мар, благодаря чему есть возможность доставки грузов до города Печоры наземным транспортом. Оттуда возможны поставки грузов до портов Индига и Варандей с использованием судов класса «река-море».
Для сбора грузовой базы нужно будет строить речной флот, которым можно загрузить как верфи СЗФО, Дальнего Востока, так и небольшие судоремонтные заводы – например, в Печоре.
Комментарий
«Закрытие единственного градообразующего предприятия Инты повлекло ухудшение социально-экономического положения. Поэтому самое главное для нашего моногорода – это создание и открытие новых производств. Уверена, что формирование и развитие Парнокского железомарганцевого минерально-сырьевого центра позволит Инте создать новые рабочие места и остановит отток населения из Приполярья».