Многие люди берут кредиты. А вот выплатить долг вовремя получается не у всех. Тогда в дело вступают коллекторы. Причём звонки получают не только сами должники, но и их близкие, знакомые. Недавно коллекторы напугали многодетную мать из Сыктывкара. Женщина не брала кредит, но ей грозили описью имущества. Можно ли найти управу на «выбивателей» долгов?
«Весь день сидели дома»
Во время Всероссийского дня правовой помощи детям в Сыктывкаре приём провели детский омбудсмен Татьяна Козлова и главный судебный пристав республики Коми Дмитрий Кручинкин. Со своей бедой к ним обратилась многодетная мама. Ей поступил звонок от неизвестной женщины, которая представилась приставом и сообщила, что придёт с органами опеки описывать имущество семьи.
«Мы с детьми весь день просидели дома, но так никто и не пришёл, – рассказала женщина. – Кто и что от нас хочет? Может, это бывший муж кому-то должен? Я не лишусь дома?».
Прямо во время приёма Татьяна Козлова попросила женщину позвонить тому самому «приставу». Уполномоченный сама вступила в разговор, представилась и потребовала объяснений. Выяснилось, что многодетной матери звонили вовсе не сотрудники УФССП, а коллекторы. Причиной звонка стал долг бывшего мужа.
Начальник отделения контрольно-надзорной и разрешительной деятельности федеральной службы судебных приставов по республике Коми, полковник внутренней службы Сергей Елфимов пояснил, что в этом случае коллекторы нарушили закон. Кредитор (или коллектор от его лица) может звонить родственникам и знакомым должника, но прежде необходимо получить письменное согласие как от самого должника, так и от них самих.
«Если такого согласия нет, то коллектор не имеет права раскрывать сведения о долге третьему лицу, – пояснил Сергей Елфимов. – Кроме того, в этом случае собеседница представилась сотрудником службы судебных приставов. Очевидно, что она ввела женщину в заблуждение. Представляться сотрудниками госорганов, не являясь таковыми, запрещено. Нарушителям грозит штраф от 50 до 500 тыс. руб.»
По словам Сергея Елфимова, общение должно происходить по правилам. Во время звонка коллектор обязан представиться – назвать фамилию, имя, отчество, организацию, от имени которой действует. Также должен назвать сумму, структуру долга и обязательно предупредить, что ведётся аудиозапись разговора. Это обязательное условие. Аудиозаписи по закону необходимо хранить на серверах в течение трёх лет. Коллекторы не должны совершать более одного телефонного звонка в день, двух – в неделю и восьми – в месяц. Но вот тут есть важная деталь. Если человек отказался разговаривать с коллектором и бросил трубку, то это не будет учитываться как разговор.
«Взаимодействием с коллектором считается состоявшаяся беседа. Поэтому даже если вам позвонят хоть сто раз в день, но разговора не будет, то это нарушением не считается, – пояснил Сергей Елфимов. – Чтобы составить протокол на коллектора, желательно иметь запись переговоров. Порой должникам отправляют СМС, пишут в мессенджерах. Важно помнить, что допустимое количество сообщений – не более двух в день, восьми в неделю и 16 в месяц. В таких сообщениях тоже должна быть указана организация, от имени которой действуют коллекторы, сумма долга и телефон для обратной связи. Тут доказать нарушения можно, приложив скриншоты с датой и временем».
Среди нарушений, которые наиболее часто допускают коллекторы, – угрозы, психологическое давление, превышение допустимого количества звонков и сообщений, введение в заблуждение, когда, например, из-за долга в 4 тыс. руб. угрожают запретить выезд за границу (такое ограничение может быть введено, если долг составляет более 30 тыс. руб.)
Чёрный рынок
Сложность борьбы с коллекторами заключается в том, что есть не только легальные организации. Они стараются правила соблюдать. На этом рынке работает много нелегалов. Они порой могут звонить с «подменных» номеров, поэтому поймать и отследить их трудно.
«Когда мы выясняем, кто звонил должнику или его родственникам, знакомым, мы запрашиваем у оператора связи информацию о том, кому принадлежит номер. Однажды выяснилось, что номер, с которого беспокоили должника, принадлежит компании в Татарстане. В детализации, которую предоставил её директор, такого звонка вообще не было. Бывает, что номера зарегистрированы в иностранных государствах – Латвии, Германии и т. д. Звонившего найти сложно, а вот организацию, от лица которой он действует, вполне возможно. И вот организации мы наказываем. За год наложили штрафов на сумму 8 млн руб.»
Недавно в республике был именно такой случай. Неизвестный звонил самому должнику, его начальнику, жене начальника и даже начальнику жены начальника. Мужчина нецензурно выражался и требовал вернуть долг. После этого должник ему перезвонил и спросил, от какой организации тот работает. Коллектор смог вспомнить только то, что офис размещён в красном ларьке. Этого признака оказалось достаточно, чтобы приставы выяснили название организации. В её отношении составили сразу четыре протокола.
СПРАВКА
Куда обращаться с жалобой?
Если вам назойливо звонят из банка, микрокредитной компании или коллекторы, то необходимо обращаться в Управление судебных приставов по Республике Коми в Сыктывкаре (ул. Пушкина, 110). Самый удобный вариант – написать заявление через портал «Госуслуги» или сайт УФССП по Республике Коми.