В слезах и причитаниях. Как проходила традиционная коми свадьба?

Весь свадебный процесс (от сватовства до венчания) длился до полугода. © / Национальный музей Республики Коми

Почему на свадьбе стреляли из ружья? Зачем невесте приглашали бабку- завывальщицу? Как молодая супруга унижалась перед женихом? И для чего молодой хозяйке нужно было мести грязный пол?

   
   

Традициями коми свадьбы поделилась с «АиФ-Коми» заведующая отделом культурно-образовательных программ республиканского Национального музея Наталья Хозяинова.

Драматический спектакль

«Один человек - полчеловека, два человека - человек. Уже с детства пословицами и поговорками детей ориентировали на супружескую жизнь, - рассказывает Наталья Хозяинова.

По словам эксперта, свадьба для наших предков была своеобразным хозяйственным актом. В дом приходит новый работник, появляются дополнительные рабочие руки. Поэтому молодые люди старались привезти в дом жену как можно раньше. В 18-20 лет парни уже женились. Девушкам лучше всего было выйти замуж до 18 лет, так как потом её называли «старой девой».

Создание семьи сопровождал целый комплекс мероприятий. Свадебный акт - от смотрин до венчания - мог длиться до полугода. И весь этот процесс превращался в драматическое представление, в эффектный, эмоциональный спектакль. 

 «Она у нас дурочка»

Даже сватались наши предки по-особенному. Например, очень интересно это делали на средней Вычегде. Там сваты использовали красивые иносказания. Одно из самых выразительных: «Я видел оленя, и шёл по его следам. И эти следы привели меня сюда».

Сватовство было настоящей торговой сделкой. Сторона жениха и невесты должны были расхваливать и расписывать свой «товар». Бывало, что отец невесты мог сказать: «А она у нас дурочка». Это значит, родители не готовы отдать дочку замуж, свадьбы не будет. Но если сватовство закончилось успешно, то наступает следующий свадебный этап - рукобитие.

   
   
Свадьба по традициям коми - драматическое представление, эффектный, эмоциональный спектакль. Фото: Национальный музей Республики Коми

Жених приводит своих родителей в дом невесты. Отцы здороваются рукавами рубах, причём разнять концы должны помощники. Тут уж всё - свадьбе быть. С этого момента жизнь невесты круто меняется.

В трудах и слезах

У помолвленной девушки наступает очень трудный период. Это сейчас у нас девичники - весёлый отдых, а раньше невеста проводила его в трудах, слезах и причитаниях. Каждый день к ней приходили подруги, и все вместе готовили приданое. До самого венчания девушка должна была плакать. Существовало древнее поверье, чем больше плачет невеста, тем легче будет жить в замужестве. Когда же молодая уставала плакать, приглашали специальную бабку-завывальщицу. 

За день до венчания невеста шла в баню с подружками. Её покрывали шалью, прятали от посторонних глаз. А парни из родни невесты провожали её выстрелами из ружей, как бы защищая от всего недоброго. Этот элемент доправославной жизни сохранился в традициях коми.

В то время, когда девушки шли к бане, к подруге невесты жених посылал своего друга с подарком для будущей жены. В посылке были мыло, зеркало и гребень. Женщина старалась хранить эти предметы всю жизнь, чтобы передать по наследству своей дочери. Пользовалась ими в наиболее важные моменты жизни, например, при родах.

В бане продолжались женские причитания. Ещё один важный обряд - прощание со своей косой. По желанию невеста дарила алую ленту из расплетённой косы одной из подруг или могла оставить себе.

Князь и княгиня

В день венчания жених величается князем, невеста - княгиней, а друзья жениха - дружиной. Этот образ дополняют колоритные свадебные наряды. На севере Коми, например, в Ижме, невеста выглядела как настоящая княгиня: на ней был парчовый сарафан, несколько головных уборов, которые она меняла в течение дня. Удорских невест отличал высокий головной убор.

Перед венчанием жених приезжает за невестой к ней в дом. Родители должны благословить молодых. Обычно невесту благословляли иконой Богородицы, жениха - образом Спаса или Николая Чудотворца.

Одна из весёлых традиций свадьбы - испытание для княжеской дружины (современный выкуп). Откупались парни правильными ответами, орехами, самогоном. А князь должен «позолотить» колени невесты - покрыть их деньгами. Затем трижды присесть на колени княгини, чтобы жилось в ладу и богатстве. За происходящим внимательно следят родители невесты. По тому, как жених обращается с девушкой, понятно и его будущее отношение к жене.

На выходе из избы молодых в знак достатка посыпают солью. Эта традиция дошла и до нас, только современных молодожёнов обсыпают зерном.

Венчание проходит в церкви, по христианскому обряду. Единственное, что супруги могли стоять во время таинства на шкуре - медвежьей или оленьей, как символе достатка. 

Унижение невесты

Свадебный пир уже готов в доме жениха. После венчания все едут к молодому хозяину. Характерно, что на протяжении всей церемонии свадьбу сопровождает шумовой эффект: смех, выстрелы холостыми патронами.

Свои обряды присутствуют и на свадебном пиру. Например, молодожёны должны трижды пройти вокруг стола по солнцу, поклониться родителям. А невеста одарить родственников мужа.

Свадьба по традициям народа коми в Национальном музее РК. 2013г. from shannaraf@mail.ru on Vimeo.

Молодые сидят за столом не долго, супругов забирает крёстная невесты и отводит спать. И здесь происходят очень важные ритуалы. Так, молодая жена должна поухаживать за мужем. В современном понимании даже унижаться, тем самым зародив авторитет супруга. Хотя статус женщин Коми был высоким. Лицо мужчины пачкали сметаной, и девушка должна была вылизать его до чистоты. Делалось это при свидетелях.

Подмести грязный пол

В зависимости от финансовых возможностей семьи свадебный пир мог длиться два-три дня. И тут начинались испытания для жены. Молодая хозяйка должна была испечь пирог и вымести пол в избе. А дружина специально усложняла задачу, бросала на пол мусор и рассыпала золу. Муж приходил на помощь, откупался от гостей.

«Почему свадьбы длилась так долго? А для того, чтобы две семьи, незнакомые люди успели породниться, стать близкими, чтобы два рода слились в один», - поясняет Наталья Хозяинова.