В августе на территории известного могильника Юванаяг на реке Нившере (приток Вишеры) археологи Института языка, литературы и истории Коми научного центра УрО РАН нашли древний железный шлем. Специалисты полагают, что он принадлежал воину V-VI вв.
Данная находка уникальна для европейского Северо-Востока. Удивительно, что этот артефакт просто лежал под деревом и «ждал» археологов.
Сенсация на поверхности
Удача улыбнулась группе археологов под руководством старшего лаборанта сектора сохранения и популяризации археологического наследия института Евгения Попова. Они исследовали могильник Юванаяг – один из восьми известных на территории республики некрополей с курганными насыпями над погребениями. Нужно было посмотреть, в каком состоянии находится археологический памятник, проверить его сохранность.
Могильник рубежа V-VI вв. был открыт в восьмидесятых годах прошлого столетия Лидией Ашихминой. По мнению учёных, захоронения оставила небольшая группа вооружённых воинов-всадников, пришедших с территории Верхнего Прикамья. Могильник исследовали вдоль и поперёк. И тем удивительнее было обнаружить часть железного шлема и бронзовую миску. Металлические миски, найденные эти летом археологами, встречались и в других курганных могильниках, но такой шлем нашли в республике впервые. Эту находку археологи считают сенсационной.
«Как оказались эти вещи под деревом – непонятно, – рассказывает «АиФ-Коми» руководитель экспедиции Евгений Попов. – Никаких свежих грабительских вкопов мы не обнаружили. Могильник потревожен не был. Да и ничего ценного для чёрных копателей там и нет. Вероятнее всего, артефакты оставили лет 30 назад в надежде затем забрать. Но что-то случилось – и эти вещи так и остались на поверхности».
Неизвестный воин
Кому же принадлежал этот шлем? Это главная загадка, которую предстоит решить учёным. В раннем Средневековье металлический шлем являлся не только элементом вооружения воина, но и предметом роскоши. Зачастую его, как и другие доспехи, передавали по наследству. Именно поэтому найти шлемы в захоронениях достаточно сложно.
Среди 23 погребений могильника выделяется одно – сильно разграбленное в древности, с лежавшей на дне кольчугой. По мнению археологов, найденные остатки железного шлема с бронзовыми накладками, сваренного из нескольких сегментов, могли принадлежать воину, захороненному в этом некрополе. Со стороны спины сохранились несколько колец, указывающих на то, что к нему крепилась кольчужная сетка бармица, защищающая шею воина.
«Шлем принадлежал иноземцу, – считает Евгений Попов. – Местное население находилось на более ранней стадии развития, занималось охотой и рыболовством. Происхождение шлема точно неизвестно, но поиск аналогий уводит нас на территорию Вятско-Камского междуречья, где часто встречаются такие сфероконические шлемы. В то же время бармица присутствует только на прикамских экземплярах середины I тыс. н. э. Находки в Прикамье позволяли предполагать существование аналогичных вещей и в захоронениях на территории Коми, хотя археологическими раскопками эти данные не подтверждались. Только спустя более 30 лет эта загадка была решена находкой на могильнике Юванаяг».
Кочевники были хорошо вооружены и довольно состоятельны. Ранее в погребениях курганных могильников находили богатый инвентарь, оружие, украшения из бронзы, драгоценных металлов, стекла, поделочных камней, янтаря, а также различные культовые вещи.
По всей вероятности, в конце IV в. н. э. на территорию Вятско-Камского междуречья пришла небольшая группа воинов-мигрантов. Это могло быть как позднесарматское население Причерноморья, так и потеснившие его гунны из Азии. Ответить на вопрос о хозяине шлема и его происхождении смогут дальнейшие исследования технологии изготовления, состава металлов и морфологических особенностей предмета. После тщательного изучения находки учёными шлем кочевника украсит коллекцию Национального музея Коми. Договорённость об этом уже есть.