Крыша едет! Национальный музыкально-драматический театр рушится на глазах

Часть потолка обвалилась на стол режиссёра. © / Национальный музыкально-драматического театр Коми

В этом году республика празднует вековой юбилей. А его гордость – Национальный музыкально-драматический театр – разрушается на глазах. Артисты лишились собственной сцены. А завтра, возможно, лишатся и работы. Третий сезон артисты выступают на чужих сценических площадках. На прошлой неделе часть потолка рухнула прямо на режиссёрский стол. Почему региональные власти не хотят построить новое здание театра?

Ещё в 2018 г. начался ремонт зрительного зала театра. Но подрядчик не справился, сроки постоянно передвигались. В итоге фирма сбежала, оставив после себя полный разгром. Начались судебные тяжбы. 25 марта 2021 г. театр выиграл заседание суда первой инстанции. Нерадивые подрядчики должны выплатить театру компенсацию в размере 3 млн руб. за упущенные выгоды, за то, что зал не работает и театр несёт убытки. До завершения театрального сезона артисты будут репетировать и выступать в концертном зале «Сыктывкар», а также на сцене филармонии, театра оперы и балета.    
   

Сколько можно издеваться?

«Официальный адрес нашего театра в Сыктывкаре – ул. Бабушкина, 4. А на самом деле коми театр находится… «нигде». Помещения в Доме профсоюзов, которые арендует Минкульт для театра, давно пришли в негодность. Попытка их отремонтировать обернулась крахом. В январе 2022 г. театру исполнится 30 лет. За эти годы  коллектив  доказал, что коми театр – это уникальный храм искусства. Нас любят не только жители нашей республики, но и театралы в российских регионах, за рубежом, – говорит художественный руководитель нацтеатра Светлана Горчакова. – Как в зале мэрии проводить репетиции, если там нет технического оснащения? Театр – это живой организм, цеха. Нам нужны грим-уборные, костюмерные, пошивочный цех. Где мы должны делать декорации? Куда их выставлять? Как выстроить свет, звук? Элементарно руки негде артисту помыть. Скоро мы должны везти в Москву (28 мая артисты выйдут на сцену Московского театра «У Никитских ворот». – Авт.) спектакль «Эзысь шабді» («Серебро льна»). А что мы покажем? Сколько ещё говорить, что нам нужен новый театр! Такое ощущение, что властям наплевать на это. Думаю, в юбилейный для республики год наш театр закроется. Артисты устали ждать, у всех уже стрессовое состояние. Молодые артисты окончили престижный театральный вуз им. Б. Щукина. Кто захочет работать, мягко говоря, в таких плохих условиях. Знаю, что некоторым уже поступали предложения от российских театров. И я умоляла их остаться здесь. Но если они уволятся, я их пойму».

В мае 2020 г. эту драму обсуждали на специальном совещании Госсовета. Руководство нацтеатра предложило несколько вариантов размещения будущего здания. Было мнение, что он должен обязательно располагаться в центральной части столицы, занимать территорию, соответствующую всем требованиям, предъявляемым к подобным объектам. В июне 2020 г. с местом застройки определились. Министр культуры тогда заявил, что  на октябрьской сессии внесут на рассмотрение Госсовета вопрос о финансировании работ по подготовке проектно-сметной документации на строительство нового здания нацтеатра. Однако дальше обещаний дело не продвинулось.

«К сожалению, вопрос по строительству нового здания остаётся на уровне совещаний. Театр готов представить все необходимые документы, чтобы уже сейчас начались работы по подготовке эскизно-архитектурного проекта. Но для этого надо окончательно определиться с местом застройки, земельным участком и выделить деньги на эти работы», – говорит директор театра Светлана Белорусова

Что обещают?

На вопрос, когда всё-таки приступят к строительству, министр культуры Коми Сергей Емельянов ответил:

«Министерство культуры не строит, строит Мин­строй. По нацтеатру сейчас работает правительственная рабочая группа, которая заседает время от времени, обсуждает место для размещения театра. Сегодня появляется уже консолидированная позиция. Здесь очень важно прийти консенсусу, чтобы Минстрой мог работать по проектированию на площадке. Но место пока не определили. Здесь огромный клубок вопросов, которые нас, как организаторов, меньше всего касаются. Мы лишь дискуссионная площадка. Могу сказать конкретный срок строительства, но боюсь не сдержать слово. Сейчас думаем отремонтировать то, что имеем, чтобы можно было работать».